( Руководство /Нормативные правовые акты) С апреля 2011 года по ноябрь 2013 года работал юристом в ТОО «Арком НС Астана». работы Агентства по регулированию естественных монополий Республики Казахстан. С 2010. Руководство С 2009 года по февраль 2011 года в АО «Фонд недвижимости энергетики Агентства по регулированию естественных монополий. С июля 2010 года по ноябрь 2011 года - заместитель, первый заместитель Председателя Правления АО «Национальное агентство по развитию.
Алмагуль ОЛЖАС. Деятельность Агентства по регулированию естествен-ных монополий с каждым годом вызывает все больше вопросов. С защитой интересов потребителей ведомство справляется из рук вон плохо, а с монополиями борется и того хуже. Про некий баланс, который, по логике, своими действиями должен устанавливать АРЕМ, и вовсе разговора нет, если только речь не идет о балансировании над пропастью, куда уже угодили многочисленные оптимистические заявления руководителей данной госструктуры. То сабля сломалась, то конь спотыкнулся.
- При этом обещания руководства АРЕМ, что к Мангистауской По данным Агентства по статистике, с 2005 по 2011 год плата за.
- Подскажите, почему АРЕМ не регулирует услугу хранения? за собой право жаловаться на руководство АРЕМ в Администрацию Президента и Согласно статье 14 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года № 463-IV.
- АРЕМ РК - ЗКО Департамент Агентства Республики Казахстан по. Кабыршакты ГКП «Жаиктехсервис» с 1 августа 2011 года в размере 251,60 тенге.
- Отдельные электростанции в 2011 году из-за повышения цен Новому руководству АРЕМ не надо уподобляться кабинетным.
- ( Руководство /Нормативные правовые акты) работы Агентства по регулированию естественных монополий Республики Казахстан. С С апреля 2010 года по февраль 2011 года главным – специалистом – главным контролером.
На прошлой неделе, в ходе заседания Совета предпринимателей при президенте РК, Нурсултан Назарбаев ясно дал понять, что недоволен работой агентства: “Я вижу существенный барьер развитию бизнеса уже в том, что каждый монополист регулирует доступ к своим услугам своими же внутренними документами. Причем все норовят создать для бизнеса дополнительные финансовые и прочие издержки.
У нас Агентство по регулированию естественных монополий занималось этим вопросом? Возьмите Правила пользования тепловой энергией и Правила пользования электрической энергией, которые утверждены еще в 2005 году. Кто мне объяснит, зачем на работающее предприятие или цех вновь получать технические условия на подключение к инженерным сетям при смене собственника? Или вновь заставлять предпринимателя идти на поклон к монополисту при снижении потребления энергии в результате проведения модернизации и внедрения энергосберегающих технологий? Вы только вдумайтесь: это означает, что надуманная процедура фактически поощряет безынициативность бизнеса в вопросах энергосбережения и внедрения новых технологий”. И это только маленькое звено в большой цепи вопросов о том, чем на самом деле занимается АРЕМ. Судя по словам президента, руки у сотрудников агентства ни до чего не доходят.
Понятно, что АРЕМ изначально, по определению, находится между двух огней: интересами потребителей и интересами монополистов – и для того чтобы красиво вырулить из этой ситуации, нужен как минимум талант или хотя бы стремление реально делать то, что говоришь. А с этим, похоже, большие проблемы.
Помнится, как поначалу глава АРЕМ Мурат Оспанов брызгал инициативами и выражал готовность горы свернуть, а сегодня он все больше помалкивает. Кстати, за те десять дней, что минули с момента выступления президента, Мурат Оспанов ни словом, ни делом не дал понять, как он намерен менять ситуацию и намерен ли делать это вообще. Впрочем, все происходящее вписывается в традиционный жанр чиновничьего бытия, когда и поражение признать невозможно, и путей движения вперед не видно. Сегодня уже очевидно, что позиция “и нашим, и вашим”, которую глава ведомства демонстрировал в первые дни своего руководства, рассчитывая и потребителя не обидеть, и монополисту прибыль обеспечить, на практике оказалась проигрышным вариантом, о чем свидетельствуют многочисленные примеры. Судите сами.
Руководство в сферах естественных монополий и регулируемых рынков по регулированию естественных монополий от 30 декабря 2011 года.
Несколько месяцев назад в своем интервью Мурат Оспанов говорил: “Для нас главное – соблюсти интересы рядовых потребителей. АРЕМ идет навстречу лишь эффективным компаниям, исполняющим свои инвестиционные обязательства и действительно нуждающимся в повышении тарифов. Ведь потребители не должны расплачиваться за плохой менеджмент коммунальных компаний”. На деле все получилось наоборот, о чем мы уже говорили в прошлом номере. Агентство по защите конкуренции озвучило конкретные факты: “Электростанции необоснованно направляют высокие объемы финансовых средств, полученных в результате повышения тарифов, на выплату дивидендов учредителям.
Отдельные электростанции в 2011 году из-за повышения цен получили прибыль более чем 2,7 миллиарда тенге каждый, при этом на инвестиции было направлено всего лишь 24,9 миллиона тенге, все остальное, или более чем 2 миллиарда тенге, направлено на выплату дивидендов акционерам. Электростанции включают в тарифы расходы, не связанные с производством электроэнергии, такие как расходы на проведение праздничных культурно-массовых мероприятий, на выплату вознаграждения членам совета директоров, различные членские взносы. Отдельные электростанции полученные денежные средства в результате повышения тарифов хранят на депозитах в банках”. Но, наверное, понятия “эффективная компания” и “интересы потребителей” у глав двух ведомств кардинально противоположные.
Или, что больше похоже на правду, АРЕМ живет в вымышленном мире, в котором успешно справляется со своими обязанностями и старается как можно дальше абстрагироваться от реальности, наделившей его реноме воина, у которого “то сабля сломалась, то конь спотыкнулся”. Это все чаще заставляет вспоминать слова Петра Своика о том, что с монополистами должны работать исключительно профессионалы.
Наши же “профессионалы” не могут отстоять свою правду даже в суде, о чем недвусмысленно свидетельствует информация, размещенная на официальном сайте АРЕМ. К слову сказать, в основном это агентство выступает не в роли истца, как подумало бы большинство из нас, а ответчика.
Приведем лишь несколько примеров. Ритуальные танцы продолжаются. Приказ АРЕМ “Об утверждении временных понижающих коэффициентов к тарифу на услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров” в суде опротестовали несколько предприятий, в частности, ТОО “Сункар-1″ и ТОО “Кунан Транс”. И в том и в другом случае были пройдены все ступени судебных разбирательств, в итоге данный приказ решением суда признан незаконным и подлежащим отмене. Как признаются в самом агентстве, “постановлением надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда в удовлетворении ходатайства агентства о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора и в возбуждении надзорного производства отказано… Генеральной прокуратурой отказано в принесении протеста на судебные акты в порядке надзора”. Судебный процесс с АО “Эйр Астана” тоже закончился не в пользу ведомства. Национальный авиаперевозчик обратился в суд с иском об оспаривании предписания агентства, согласно которому АО “Эйр Астана” следовало представить материалы для проведения экспертизы цены авиабилетов по маршруту Алматы – Астана – Алматы.
Встречный иск, поданный агентством к понуждению исполнения выданного им предписания, не сыграл роли. Пройдя и апелляцию, и кассацию, ведомство вновь проиграло.
И подобные проигрыши, если исходить даже из официальных данных, уже больше смахивают на систему и откровенно сигнализируют о недееспособности данного госоргана. Может, пора уже официально наделить ведомство этим статусом, ведь агентство откровенно проигрывает борьбу и на другом фронте – защиты интересов потребителей. Кстати, сегодня это отчасти признает и Мурат Оспанов, заявляя, что принимаемые меры по защите прав потребителей недостаточны и что реальная защита их интересов может быть обеспечена только при эффективном взаимодействии всех органов государственного контроля. Но вот вопрос: не ошибается ли глава ведомства вновь, уповая на некое взаимодействие? И как в таком случае оценивать заявления господина Оспанова о миллиардных победах над монополистами? “По итогам 2012 года казахстанским потребителям возвращено порядка 1,9 миллиарда тенге”, – попытался обрадовать общественность Мурат Оспанов, но не получилось. Не то чтобы цифры не впечатлили – просто такие заявления явно не делают в море погоды. Недаром вице-президент Алматинской ассоциации предпринимателей Анатолий Пуриц не так давно предложил создать в Казахстане институт общественных экспертов, основная задача которых будет заключаться в содействии снижению роста тарифов на услуги естественных монополий.
Конечно, вряд ли структура, которая по задумке должна дублировать работу АРЕМ, тем более на общественных началах, способна навести порядок в тарифообразовании. С другой стороны, как говорится, чем черт не шутит, ведь у самого агентства сделать тарифы ясными и прозрачными до сих пор не получается, несмотря на то, что того требовал от ведомства вице-премьер Кайрат Келимбетов и даже указывал конкретные сроки: первое полугодие 2012-го…. Словом, удивляться тому, что Мурат Оспанов занял четвертое место в списке самых неэффективных чиновников, не приходится. Главные претензии к руководимому им АРЕМ звучат так: осуществление деятельности фактически в интересах монополистов, следствием чего стало необоснованное повышение цен на коммунальные услуги, ГСМ и пассажирские перевозки; отсутствие значимого прогресса в реализации принципа “рост тарифов взамен на инвестиции” и контроля над выполнением монополистами своих обязательств по модернизации; провоцирование роста социальной напряженности вследствие роста цен; отсутствие прозрачности в процессе тарифообразования. И когда все это закончится, когда появится эффективная структура под управлением профессионала, умело регулирующая действия монополистов, – одному Богу известно.
Для справки: еще в феврале прошлого года Кайрат Келимбетов потребовал от Мурата Оспанова вместе с международными консультантами найти все “узкие” места в деятельности агентства, но опять же тишина…. Хоть горшком назовите, только под кровать не ставьте. Недоволен работой АРЕМА не только президент. Но с агентства как с гуся вода. Мухтар Тиникеев, мажилисмен: “АРЕМ сам не считает ни одного показателя, а только вставляет в формулу данные, которые получены из министерств. То есть здесь АРЕМ выступает в роли обычного калькулятора (хорошо, что не статиста) и не несет никакой ответственности за обоснованность показателей… АРЕМ – это одна из тех структур, которые должны отвечать за уровень инфляции – тот уровень инфляции, который дают монополисты.
Новому руководству АРЕМ не надо уподобляться кабинетным статистикам и строже следить за ситуацией”. Нуралы Садуакасов, аким Костанайской области: “Коммунальные предприятия настолько заняты бумажной работой, связанной с подготовкой материалов по защите тарифов в АРЕМ, что перестали заниматься производственно-хозяйственной деятельностью. АРЕМ требует от них 160 документов. Чуть ли не требует цены на Международной торговой бирже… Вы можете сколько угодно говорить, что отстаиваете интересы населения. В конечном итоге это путь в никуда.
Вы запретили бюджетам ввести компенсацию, погашать имеющиеся убытки коммунальных предприятий, вместе с тем утверждаете тарифы, которые являются заведомо низкими, они не соответствуют реальному финансовому положению наших государственных коммунальных предприятий. Заработная плата там никакая, люди уходят. Вы должны понять, что теперь несете ответственность за финансовое состояние государственных коммунальных предприятий. Опуститесь на землю, популистской политикой занимаетесь как раз вы, а не акимат области и акиматы городов и районов”.
Владислав Косарев, мажилисмен: “Агентство пока что покрывает бесхозяйственность, расточительство, хищения, а особенно многие паразитирующие структуры, которые пристроились около поставщиков тепла, воды, электроэнергии. Сколько кто захочет пристроить своих родственников в компании по продаже услуг, столько и пристраивает, и никому до этого дела нет”.
Сеитсултан Аимбетов, мажилисмен : “Сфера естественных монополий должна стать современной эффективной отраслью, а не кормушкой для монополистов”.